1. Управление финансами, его функциональный, организационный и правовой аспекты. Современные проблемы в сфере управления финансами России.

Общее управление финансами осуществляется органами государственной власти, а именно, в управлении участвуют : Президент РФ, Администрация Президента РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание; территориальные органы представительной и исполнительной власти, органы местного самоуправления.

В компетенцию Федеральных органов исполнительной и законодательной власти входит рассмотрение и утверждение Федерального бюджета и внебюджетных фондов, отчета о его исполнении, установление новых налоговых и неналоговых платежей, определение размеров и условий выплаты пенсий и пособий, разработка финансового законодательства, определение основных направлений финансовой политики Россиийского государства. Территориальные и местные органы власти рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и распределение во внебюджетные фонды, помимо этого, разработка территориального и местного финансового законодательства в рамках, утвержденных Федеральным законом, введение и изменение территориальных и местных налогов и неналоговых платежей.

Структуру управления финансами представим соответственно финансовой системе. Наибольшее значение имеют органы управления госфинансами :

Система Минфина РФ

Его основные задачи :

  1. Разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики(изначальная концепция).
  2. Составление проекта и исполнение Федерального бюджета.
  3. Обеспечение устойчивости госфинансов и активное воздействие на социально-экономическое развитие страны,следить за величиной бюджетного дефицита
  4. Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях.
  5. Осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.
  6. Мероприятия в области государственных кредитов, привлечение денежных заемных средств в России и за рубежом, предоставление кредитов субъектам хозяйствования, управление госдолгом - все эти действия осуществляются под контролем Правительства РФ.

Система Федерального Казначейства.

Создана в 1993 году и с переходом к рынку возникают большие проблемы с исполнением бюджета, особенно после введения Федерализма :

    1. Система с прямым подчинением не Минфину, а территориальным органам.
    2. Кассовое исполнение бюджета в руках КБ - отсюда задержка с передачей средств, нецелевое их использование.

Государственная налоговая служба (ГНС).

Формирование бюджета

Налоговая полиция.

  1. Расследование налоговых преступлений и нарушений в особо крупных размерах.
  2. Защита работников ГНС,
  3. Борьба с злоупотреблениями и нарушениями внутри ГНС (взяточничество).

Таможенная служба.

Страхование.

ДСН Минфина РФ

Финансы предприятий и организаций.

Существуют 2 группы органов :

  1. финансовые компании (профессиональные участники рынка ЦеБу - фондовые биржи, брокерские и дилерские компании, инвестиционные фонды, ПИФы) - они управляют финансовыми отношениями других предприятий через операции с ЦеБу.
  2. органы управления финансами в отраслях коммерческого и некоммерческого типа. Для сохранившихся министерств , ведомств действуют соответствующие финансовые управления, а также есть управления для ФПГ, концернов. Они занимаются управлением централизованными фондами, осуществляют контроль за предприятиями и организациями, входящими в состав ведомства или подразделения.

Основное назначение - перераспределить финансовые ресурсы через создание централизованных денежных фондов.

Некоммерческие организации.

На уровне министерств и ведомств отрасли на некоммерческих началах имеют финансовые управления (осуществление внутриотраслевого перераспределения финансовых ресурсов (бюджетных) между подведомственными организациями, например, Минобороны.

Пути развития системы управления финансами.

  1. Органы управления государственными финансами будут больше всего затронуты.
  2. Территориальные управления носят чисто символический характер (они должны быть независимы от Минфина). В настоящее время они находятся в двойном подчинении.
  3. Отделение системы казначейства от Минфина. Как сейчас работает налоговая полиция => разделение процесса разработки Федерального бюджета и его исполнения (осуществление будет производится двумя разными структурами).
Hosted by uCoz