Билет 10.
2. Государственный долг, его структура. Проблемы управления государственным долгом в современной России.
Государственные и муниципальные заимствования, осуществлённые в самых разных формах, ведут к образованию государственного и муниципального долга. Иными словами, г. и м. долг – это совокупность долговых обязательств РФ, её субъектов, а также муниципальных образований перед физическими и юридическими лицами, иностранными организациями, международными организациями и иными субъектами международного права.
Сами эти виды долговых обязательств различны. Зависят от субъекта долга и от формы долговых обязательств.
СХЕМА. Государственный долг РФ: кредитные соглашения и договоры, заключённые от имени РФ; государственные ценные бумаги от имени РФ; договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, а также договоры поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами; переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ (на основе принятых федеральных законов); соглашения и договоры (в т.ч. и международные), заключённые от имени РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств России прошлых лет.
Государственный долг субъекта РФ: кредитные соглашения и договоры, заключённые от имени субъекта РФ; государственные ценные бумаги от имени субъекта РФ; договоры о предоставлении государственных гарантий субъектами РФ, а также договоры поручительства субъектов РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами; переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг субъектов РФ; соглашения и договоры (в т.ч. и международные), заключённые от имени субъекта РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.
Муниципальный долг: кредитные соглашения и договоры, заключённые от муниципальным образованием; муниципальные ценные бумаги; договоры о предоставлении муниципальных гарантий, а также договоры поручительства по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами; долговые обязательства третьих лиц, переоформленные в муниципальный долг на основе правовых актов, принятых органом местного самоуправления.
По очерёдности погашения выделяют:
капитальный долг – вся сумма долга;
текущий долг – процентные платежи.
Проблемы управления сводятся к поиску рационального соотношения между капитальным и текущим долгом.
Капитальный долг – вся сумма принятых и непогашенных долговых обязательств, включая и начисление процентов, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.
Текуший долг – предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
Управление г. и м. долгом – целая система мер, направленных на регулирование объёма и структуры г. и м. заимствований, на определение условий выпуска новых займов, на погашение и обслуживание долговых обязательств, на регулирование рынка г. и м. заимствований, на определение условий предоставления государственного кредита др. государствам, на осуществление контроля за обслуживанием г. и м. долга.
Само управление гос. долгом можно разделить с точки зрения решаемых задач на оперативно–тактическое и стратегическое управление. Оперативное управление осуществляет Правительство РФ и специальный уполномоченный орган – Минфин РФ, который предлагает различные меры совместно с ЦБ. Эти органы определяют условия выпуска конкретных займов, порядок эмиссии и обращения долговых обязательств, передают на первичное размещение долговые обязательства, определяют условия вторичного рынка долговых обязательств, осуществляют регулирование выдачи кредитов др. странам, определяют порядок предоставления гос. гарантий.
Стратегическое управление имеет дело с перспективным управлением гос. долгом: разработка законодательно-нормативной базы, определяющей условия заимствования, обслуживание долговых обязательств; разработка концепции развития рынка ценных бумаг, рассмотрение и утверждение её. Стратегическое управления обязательно включает разработку программы сокращения бюджетного дефицита.
По закону “О Федеральном бюджете на текущий год”устанавливается величина внешних и внутренних заимствований (их предел), источники финансирования дефицита. Вопросы стратегического управления находятся в компетенции Федерального. Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ.
В процессе управления государственным долгом решаются также задачи, как:
Удержание величины внешнего и внутреннего долга на уровне, обеспечивающего сохранение экономической безопасности страны. Внешний долг не должен превышать 20% ВВП.
Минимизация стоимости долга на основе удлинения сроков заимствований и стратегии доходности по государственным ценным бумагам.
Поддержание репутации “ответственного заёмщика” на основе выполнения финансовых обязательств перед кредиторами
Поддержание стабильности и предсказуемости рынка государственных ценных бумаг.
Обеспечение своевременного погашения и уплаты процентов по взятым на себя обязательствам.
Диверсификация долговых обязательств
Координация действий федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации на рынках государственных ценных бумаг..
По своему содержанию управление госдолгом подразделяется на текущее обслуживание и регулирование долга.
Текущее обслуживание предусматривает:
1. Выплата процентов по займам.
2. Погашение займов – тиражи погашения и тиражи выигрышные.
3. Выкуп ценных бумаг у других кредиторов (не всегда возможно).
Регулирование госдолга:
Рефинансирование – погашение старой задолженности путём выплаты займа.
Отсрочка погашения займа – проводится в условиях, когда активное развитие операций по выпуску новых займов не достигает требуемой финансовой эффектовности. На внешнем рынке чревато очень большими проблемами. На внутреннем рынке государство очень часто прибегало к этому методу. (В 1957 г. Хрущёв по просьбе трудящихся принял решение об отсрочке погашения займов населению).
Конверсия – изменение доходности по займам. (Обмен 4% займов в 1947 г. на новый 2%).
Консолидация – удлинение срока действия займа – очень часто проводилась в период НЭПа.
Унификация госдолга – несколько займов на условиях действия объединяются в один.
Аннулирование долга.
Реструктуризация – целая система мер, предусматривающая новый график погашений, изменение условий.
В процессе управления госдолгом встаёт вопрос об эффективности заимствований государства. Эффективность управления измеряется разными показателями. Не может быть измерена одним показателем. Среди них, прежде всего:
Поступления от государственных заимствований (абсолютная сумма ежегодных поступлений от государственных кредитных операций.
Относительная эффективность госкредитных операций=(поступление средств за вычетом средств на их осуществление)/расходы государства по привлечению новых заимствований.
И эта величина тоже не совсем точно отражает эффективность. В дополнение к этому показателю используется коэффициент обслуживания внешнего долга =сумма платежей по государственному долгу (уже накопленному)/ сумма поступлений (в текущем году).
Проблемы:
1. Краткосрочность накопленных за годы реформ задолженности (особенно внутренней).
2. Высокая стоимость заимствований.