Билет 10.
3. Бюджетное законодательство России, необходимость и направления его совершенствования в современных условия
БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
- совокупность законодательных и других нормативных правовых актов, принятых на федеральном, субфедеральном и муниципальном уровнях, которыми регулируются бюджетные правоотношения.Б.з. Российской Федерации - это иерархическая система нормативных правовых актов, состоящая из Бюджетного кодекса РФ (принят в 1998, вступил в действие с 1 января 2000) и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответств. год, законов субъектов Федерации о бюджетах субъектов Федерации на соответств. год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджета на соответств. год и иных федеральных законов, законов субъектов Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные правоотношения. Принятие нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения в Российской Федерации, находится в компетенции не только законодательных (представительных) органов власти, но и органов исполнительной власти. Так, Президент РФ, исходя из своих полномочий, издает указы, Правительство РФ принимает соответств. постановления и распоряжения, федеральные органы исполнительной власти разрабатывают инструкции и методические указания и т.д. Нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти, не могут противоречить законам (решениям) представительных органов власти и органов местного самоуправления. В случае противоречия между ними действуют правовые нормы законодательных актов. Иерархия нормативных актов действующего Б.з. РФ реализуется на основе четкого их структурирован”! прежде всего по содержанию правовых норм. В соответствии с ними все нормативные правовые акты Российской Федерации подразделяются по четырем уровням. Основу 1-го уровня составляет Бюджетный кодекс РФ; 2-й уровень представлен федеральными и субфедеральными законами, а также нормативными актами представительных органов местного самоуправления; 3-й уровень - постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и правительств субъектов РФ, а также нормативными актами органов местного самоуправления; 4-й - правовыми актами Министерства финансов РФ и др. федеральных ведомств, касающимися бюджетной сферы, а также нормативными актами субъектов нижестоящего уровня. Иерархически построенное Б.з.РФ устанавливает соответств. приоритеты, если нормы одних законодательных актов противоречат другим. Так, федеральные и субфедеральные законы, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления, принимаемые соответственно на федеральном, субфедеральном и муниципальном уровнях, не могут противоречить Бюджетному кодексу РФ. В случае их противоречия приоритетными являются правовые нормы, содержащиеся в статьях Бюджетного кодекса РФ. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрено Б.з. Российской Федерации, применяются правил международного договора. Но закрепляя приоритет международных договоров по сравнению с внутрироссийским Б.з., Бюджетный кодекс РФ одновременно подчеркивает, что правила международных договора) , в сфере бюджетных отношений действуют непосредственно, за исключением случаев, когда из содержания международного договора вытекает, что для его “нения требуется издание специального внутригосударственного правового акта.
Во многих странах Б.з. построено аналогично российскому: между нормативными правовыми актами различного уровня установлена определенная иерархия, позволяющая увязать их в единую систему. В отличие от ого характера взаимоотношений между правовыми актами разного уровня в США на федеральном уровне и в штатах действуют автономные бюджетные .правовые нормы к-рых нуждаются в гармонизации. Это порождает проблему “нестыковки” Б.з. федерального и штатного уровня. Б.з. РФ (напр., Бюджетный кодекс РФ, Феделальный закон “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации” (1997) и др.) имеет долгосрочный характер, другая - действует только в пределах одного года (напр., федеральные законы о федеральном бюджете на соответств. год, законы субъектов РФ об их бюджетах на соответств. год, > представительных органов местного самоуп-ния о местных бюджетах на соответств. год). Так, федеральный закон о федеральном бюджете принимается на финансовый год и вступает в силу со дня его подписания; при этом он подлежит немедленному опуб-ованию. Акты Б.з. РФ не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникающим после введения их в действие, если иное не предусмотрено БК РФ или федеральным законом.