Билет №
14 I3. Управление бюджетами; совершенствование работы финансового аппарата.
Управление бюджетами
.Объектами упр-я выступают отнош. по поводу формир.и использ. б-тов всех уровней.
Субъектами упр-я явл. 1) Минфин РФ; 2) фин. органы (рег., мест.), кот. непосредст. осущ. бюдж. работу.
Общее руководство осущ. През. РФ (бюдж. послание), законодат. и исполн. органы гос. власти (фед. и регион.) и органы мест. самоупр.
Качество упр-я зависит от: 1) принципов построения бюдж. сист., включая степень самост-ти б-та; 2) от четкости разгранич. полномочий между ветвями власти, между органами власти разных уровней упр-я; 3) стр-ры фин. органов и координации их деят-ти с казнач., налог. органами, банками; 4) состояния норм.-прав. базы в обл. б-та; 5) рацион. сочетания элементов упр-я; 6) наличия хорошо отлаженной системы сбора, обработки и передачи информ., кот. обечпечит полноту, достовер. и своеврем. получения информ.; 7) квалиф. работников и слаженности их действий; 8) согласов. бюдж. полит., проводимой закон. и исполн. органами на всех уровнях власти.
Управл. решение по бюдж. отнош. оформ-ся в виде законов РФ, указов и распоряж. През. РФ, пост. и распоряж. Прав. РФ, инструк. Минфина РФ, МНС. Суб. РФ принимают зак. о бюдж. сист. и бюдж. процессе на своей террит., зак. о б-те на очередной фин. год, отдельные зак. по бюдж. вопросам и нормат. акты регион. фин. органов. Орг. мест. самоупр. принимают решения по вопросам, касающимся б-та на основе фед. и регион. зак-ва.
Элементы упр-я: 1) планир. и прогнозир.; 2) опер. упр-е; 3) контроль.
Бюдж. планир. охватывает процесс сост-я, рассмотр., утвержд. б-та. Планир. дох. произв-ся на основе прогнозир. объектов обложения. Дох. план-ся в целом и по каждому источю в отдельности. Расх. фед. б-та планир-ся до 1998 г. на основе бюдж. заявов мин-в и ведомств. С 1998 г. расх. мин-в и ведомств план-ся по лимитам бюдж. обяз-в. Расх. регион. и мест. б-тов план-ся с учетом мин. гос. соц. станд-тов, нор-вов фин. затрат на опред. услугу, на основе мин. бюд. обеспеч., исп-ся трансферты для оказ. помощи рег. и мест. б-там.
Опер. упр-е состоит в принятии мер на основе анализа хода исполн. б-та. Оно включ. также уточнение бюдж. пок-лей в связи с принятием зак., указов после принятия б-та, если это ведет к измен. дох. или расх. утверж-го б-та.
Бюдж. контроль, как и фин. в целом, проводится в форме предварит., текущ. и послед. контроля. Предвар. конт. предшест. фактич. исполн-ю б-та, ведется при его составлении. Текущ. контроль проводится в процессе исполн. б-та путем анализа опер. данных, текущ. отчет. об исполн. б-та и пок-лей предпр., орг-ций и учрежд. Послед. конт. проводся после соверш. опер. в процессе исполн. б-та. Ведется в форме докум. проверок и ревизий, а также анализа отчетов. Привлекают данные первич. учета. Фед. Собр. РФ, предст. органы суб. РФ, органы мест. самоупр. осущ. контроль при рассм. и утвержд. соотв. б-тов. Исполн. органы власти осущ. контроль за использ бюдж. ср-в. Ведущую роль в бюдж. контр. осущ. Минфин РФ, где есть департамент гос. фин. контр. и аудита. В каждом суб. РФ созданы контр.-ревиз. упр-я Минфина. В Минфине есть Глав. упр-е фед. казнач., кот. осущ. контроль за исполнением фед. б-та. МНС осущ. контроль за сбром налогов и т. д.
2. Аппарат упр-я бюдж. отнош-ми. Общими осн. ф-циями для всех фин. органов явл.: 1) составление б-та; 2) покварт. распред. дох. и расх. и сост-е бюдж. росписи; 3) осущ. взаим. расчетов между б-тами; 4) исполн-е б-та; 5) учет исполн. б-та; 6) составление отчета об исполн. б-та; 7) упр-е гос. или муницип. долгом; 8) осущ. гос. или муниц. заимств.; 9) проведение контрольно-экологич. работы. Вышест. фин. орг. имеют дополн. ф-ции: 1) сост-е консолидир. б-та и отчета о его исполн.; 2) определение форм оказания помощи нижест. б-там; 3) разраб-ка норм и нор-вов для составления нижест. б-тов; 4) оказание методолог. и практич. помощи нижест. б-там; 5) орг-ция работы по повышению квалиф. работников и др.
В основу стр-ры упр-я б-тами положен функцион. принцип разделения обяз-тей. Минфин РФ включ. след. департаменты: 1) бюдж. полит.; 2) межбюдж. отнош.; 3) деп-ты отраслевого финансир.; 4) налог. полит.; 5) информ.-технич.; 6) гос. фин. контроля и аудита и др. Центр. звеном явл. бюджет. департ. В нем концентрир-ся вся информ. о состоянии фед. б-та и фин. системы страны. Его осн. задачи: 1) перспектив. фин. планир. и прогнозир.; 2) разраб-ка проекта фед. б-та и прогноза консолидир. б-та страны; 3) опред-е взаимоотнош. фед. б-та с б-тами суб. РФ. В палатах Фед. Собр. есть комитеты, кот. занимаются бюдж. вопросами: в Гос. думе - Комитет по б-ту и налогам, в Совете Фед.- Ком. по б-ту, налогам и банк. политике. Палаты Фед. Собр. форм-ют Счет. палату, кот. явл. постоян. дейст. органом гос. фин. контроля. Она осущ. контр.-ревиз., экспертно-аналитич. и др. деят-ть. В админ. През. есть Глав. контр. упр-е, кот. проверяет исполнение органами исполн. власти законов, указов През. РФ. Все фин. органы (мин-ва в суб. РФ) имеют бюдж. комитет или отдел.
3. Направления совершенст. упр-я б-тами. В совр. усл. содержание работы аппарата упр-я изменяется в связи с расширением самост-ти хоз. субъектов, органов власти. Работа по упр-ю б-тами ведется децентрализ. на фед., регион. и мест. уровнях. Устранена мелочная регламентация со стороны вышест. органов, когда до них доводились контр. цифры, указания о порядке сост. и исполн. б-та и т. д. Меняются элементы упр-я, а с ними совершест-ся методы и формы работы фин. органов Изменения происх. и в бюдж. контроле. Сильно сужена сфера его применения. В част., отменен контроль вышест. фин. органов за состав-ем и исполн. нижест. б-тов. Контр. за взиманием налогов перешел к налог. органам. Значит. сократилось число подконтр. пок-лей у предпр., орг-ций и учрежд. Во все сферы деят-ти стал внедряться независ. аудит. контроль.
4. Автомат-ция работы по упр-ю б-тами. Качество упр-я зависит от быстроты получ. информ.,ее доработки и передачи пользователям. Решить это можно с помощью внедрения автоматизир. системы фин. расчетов (АСФР). На рабочих местах в фин. органах созд-ся АРМ инспекторов и экономистов с использ-ем компьют. техники. Разраб-ка и внедрение ведется по 3-м направлениям: 1) функцион. проекты - реализуют осн. ф-ции фин. органов по сост-ю и исполн. б-та, бух. учету и бюдж. отчет-ти. Функц. проекты предполагают наличие специализир. раб. мест; 2) проекты, кот. автомат-ют поиск информ., т. е. информ.-поисковые системы. Они включают базу данных о норм. актах, о формах док-тов; 3) проекты по созданию регион. узлов связи, сети передачи данных.
Одна из задач автомат-ции - координация деят-ти фин., налог., тамож., казнач., банк., статист. органов на основе создания единой информ. базы.