№ экз. билета 16

  1. Финансовое регулирование, его значение и формы. Механизм государственного финансового регулирования на макро- и микроуровнях.

. Рыночный механизм очень долго саморегулируется => необходимо регулирование государства.

Один из важнейших инструментов гос. регулирования – финансы. Инструменты: бюджет, внебюджетные фонды, различные виды функционирования финансовой политики.

Наряду с гос. регулированием может происходить финансовое саморегулирование с помощью инструментов: финансовый рынок и финансы предприятий.

К числу важнейших нар.-хоз. пропорций относятся:

стоимостные

отраслевые

территориальные.

Вопрос 6. Финансовые стимулы, их классификация и характеристика.

Финансовые стимулы:

Более эффективное направление вложения средств.

Специальные поощрительные фонды и соответствующие системы распределения прибыли.

Бюджетные методы интенсификации производства, которые зависят от форм и условий предоставления финансовых ресурсов.

Специальные финансовые льготы и санкции (этот стимул стал в последнее время работать эффективнее).

Содержание и значение финансовой политики

. С этой точки зрения финансовая политика - целенаправленная деятельность государства в области финансов. Данная деятельность государства включает в себя совокупность мер, осуществляемых государством или его представительными органами в области использования финансов. Однако в этом определении не видно специфики финансовой политики.

Содержательный аспект финансовой политики. С точки зрения содержательного аспекта финансовая политика включает в себя 3 важных составных части:

1)разработка научных концепций развития финансов на определенный период времени

2) разработка основных направлений использования финансов на ближайший период и на перспективу

выработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов, которая заканчивается разработкой соответствующего финансового механизма.

Лишь сочетание 3- х составных частей позволяет говорить о научно обоснованном подходе к финансовой политике. За рубежом несмотря на повышенную прогматичность различных направлений огромное значение придается разработке научных концепций развития экономики и финансов.

(См. концепция Кейнса)

В 70-е годы концепция свободного нерегулируемого рынка - либерализация рыночных отношений. Первым руководителем правительства, который поставил задачу разработки соответствующей научной концепции, которая будет положена в основу финансовой, экономической, ценовой политики, был Егор Гайдар.

Содержательным аспектом финансовой политики ее разработка не заканчивается

Функциональный аспект финансовой политики (налоговая, бюджетная, страховая, амортизационная политика)

Временной аспект

Финансовая тактика (мероприятия, которые разрабатываются на краткосрочную перспективу)

Финансовая стратегия.

Целевой аспект финансовой политики

Политики повышения уровня занятости

Политика улучшения благосостояния населения

Управленческий аспект

3 уровня осуществления финансовой политики:

федеральный

субфедеральный (региональный)

местный (муниципльный)

До недавнего времени у нас имел место лишь федеральный аспект финансовой политики. Региональная и муниципальная политика стала разрабатываться в последнее время, когда встал вопрос о финансовой самостоятельности регионального и муниципального уровней.

Значение финансовой политики:

Финансовая политика - своеобразный компас в море тех мероприятий, которые могут и должны быть осуществлены государством в сфере финансов. Для этого финансовая политика рассматривается как чрезвычайно многогранный процесс. С другой стороны, все содержательные аспекты финансовой политики должны быть органично увязаны между собой.

Факторы, влияющие на результативность финансовой политики.

Для того, чтобы оценить ФП, ее положительные и отрицательные стороны, необходимо использовать критерии и факторы, которые показывают влияние отдельных моментов на саму финансовую политику.

Финансовая политика как надстроечная категория предопределена состоянием финансовых отношений в обществе. Если учитывать причинно-следственные связи, то исходным моментом для определения финансовой политики является уровень развития общественных отношений.

Финансовая политика зависит от состояния финансов, она влияет на совершенствование организационных (организационно-правовых) форм финансовых отношений.

Финансовая политика может приносить положительные результаты и сопровождаться негативными последствиями.

Факторы, влияющие на результативности финансовой политики:

Научный поход к разработке финансовой политики (он обязательно должен соблюдаться): обязательная обусловленность финансовых мероприятий, предлагаемых в содержании ФП, уровню развития финансовых отношений в обществе.

Обязательно должны быть проработаны и находиться в логической взаимоувязке все части ФП. Реализация концепции через основные направления, последние должны быть реализованы в конкретных мерах

ФП должна содержать четко поставленные цели и такие пути достижения этих целей, которые могут привести к росту ФР и к повышению эффективности использования этих ФР

Необходимость осуществления точных расчетов, которые давали бы возможность предвидеть все последствия тех законодательных и других нормативных актов, которые принимает правительство сегодня.

ФП должна учитывать специфику каждого исторического этапа развития страны, особенности внутренней и международной обстановки.

Ф.П. должна учитывать экономические и финансовые возможности государства. Каждый закон, который проходит через профильный кабинет, должен иметь расчет того, сколько средств потребуется на реализацию данного закона.

Комплексный подход при выработке финансовых мероприятий.(должна обеспечиваться связь между стратегией и тактикой, концепцией ик онкретными мерами, жесткая увязка между ФП, проводимой на федеральном и региональном уровнях)

Условия, позволяющие осуществить политики, нацеленную на высокую результативность:

Адекватная состоянию финансовых отношений нормативно-правовая база

Рационально построенный и эффективно работающий финансовый механизм

Политическая стабильность

Высокий уровень профессионализма наших финансовых кадров.

Инструменты реализации финансовой политики:

Финансовое право

Финансовый механизм.

Финансовое право- совокупность юридических норм, определяющих организационно-правовые формы и условия функционирования финансовых отношений в обществе. С помощью финансового права осуществляется логический переход от финансов как экономической объективной категории к финансам как инструменту хозяйствования.

Финансовое право, исходя из функциональной направленности разных видов финансовых отношений включает финансовое право в широком смысле: бюджетное, страховое, налоговое право и финансовое право в узком смысле: финансовое право предприятий(оно также входит в финансовое право в широком смысле).

Финансовый механизм - это совокупность форм организации финансовых отношений, принципов и методов мобилизации денежных средств, направлений и условий их использования и расходования. ФМ как научное понятие многогранен и включает в себя различные структурные подразделения, которые проф. В.М. Родионова подразделяет на звенья, элементы и части. Звенья ФМ соответствуют функциональной структуре финансовой системы

Элементы - формы и виды доходов и расходов. Части ФМ отражают способы количественного определения доходов и расходов, порядок и сроки мобилизации доходов, стимулы и санкции, принципы и условия расходования средств.

Самыми подвижными являются части. Звенья ФМ соответствуют функциональной структуре финансовой системы

Элементы ФМ представлены формами доходов и расходов.

Финансовая политика – совокупность гос. мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и use д/удовлетворения общ-венных потребностей.

Содержание фин. пол-ки - единство ее звеньев:

    1. выработка научно разработанных концепций развития финансов;
    2. определение основных направлений use финансов на текущий период и перспективу;
    3. осущ-е практических действий по достижению поставленных целей.

Гл. задача – повышение V-а фин. ресурсов и эффективности их use.

Значение:

    1. главная цель ФП – наиб. полная мобилизация фин. ресурсов, необх. для удовлетворения потребностей общ-ва;
    2. важна роль в развитии производительных сил и их рац. размещении по территории страны:

    1. ФП способствует укреплению и развитию экон. связей со странами мира, обеспечивая условия для осуществления. совместных мероприятий;
    2. обеспечение повышение ур-ня благосостояния народа.

В процессе выработки и проведения ФП предусматриваются фин. ресурсы, кот. м.б. use для повышения мат. и культурного ур-ня жизни, расширения соц. обслуживания; регулируются налоговые платежи населения; осуществляются мероприятия, направленные на развитие пр-ва ТНП, услуг и т д.

ФП в зависимости от длительности периода и хар-ра решаемых задач делится на:

    1. фин. стратегию (долговременный курс, предусматривающий реш-е крупномасштабных задач, кот. определены экон. и соц. стратегией);
    2. фин. тактику (направлена на реш-е задач конкретного этапа развития общ-ва путем своевременного изменения способов орг-ции фин. связей, перегруппировки фин. рес.

При ФС относительно стабильна, ФТ должна быть гибкой.

Современная ФП

Стратегия:

Тактич. задачи:

Hosted by uCoz