№ экз. билета
33.
Бюджет как финансовая база деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. 'Бюджет выполняет особое общественное назначение исходя из сущности-распределять стоимость ВВП и части НБ для того, чтобы предоставлять в распоряжение ОГВ и МСУ денежные средства в необходимом объеме для удовлетворения общегосударственных потребностей на всех уровнях управления.
Объект распределения –ВВП+часть НБ
Субъекты распределения –ОГВ, ОМСУ, ЮрЛица, ФизЛица
Бюджет –централизованный фонд (Родионова) на каждом уровне управления; фонды (Маркина).
Централизация –на каждом уровне выделяется (централизуется) фонд из общего объема ВВП и части НБ.
Общегосударственные потребности –не потребности на федеральном уровне, а присущи всем уровням управления.
Система потребностей:
1. Содержание ОГВ и МСУ, безопасности, правопорядка, судебной системы, обороноспособности (эти расходы –во всех странах без исключения). Различается удельный вес этих расходов в общем объеме и ВВП. Чем более развита страна, тем эти расходы меньше. В РФ эти расходы в 5-10 раз дороже на каждого человека.
2. Содержание учреждений соц-культурной сферы
необходимость выделять средства на эти цели возн6икает из-за несовпадения общественных и личных потребностей.
3. Расширение производства –финансирование из бюджета кап вложений. Средства выделяются только в строительстве. Остальные из-за недостатка средств планируются, но реально не выделяются.
4. Регулирование межотраслевых пропорций –это может обеспечить только бюджет через *налоговую политику, *инвестиции.
5. Регулирование межтерриториальных пропорций. Свойственно федеративным государствам.
Соотношение этих групп потребностей зависит от уровня развития, величины ВВП, национальных традиций.
Чтобы совместить интересы ОГВ, МСУ, хоз субъектов, необходимо определить оптимальный объем бюджетного фонда. Однако это практически невозможно. Нужно учитывать, что хоз субъекты реально создают ВВП.
2) Бюджетный фонд: его экономическое содержание и специфика
Бюджетный фонд (БФ)- материализация бюджета как категории. –часть ВВП и НБ, которые сконцентрированы в руках ОГВ и МСУ на удовлетворение общегосударственных потребностей.
Точно нельзя сказать, сколько БФ, т.к. неизвестно, сколько фондов у муниципальных образований.
БФ характеризуется: *денежный характер, *Распределительный характер, *сбалансированность (только при наличии источников погашения).
Специфические черты БФ:
1) Масштабность (зависит от степени изъятия ВВП). Регулируется бюджетным кодексом.
2) Маневренность.
Обусловлена тем, что уровням управления необходимо распределять средства по звеньям бюджетной системы путем исполнения законодательных актов; распределять фонд по отраслевому и целевому назначению (расходы по классификации расходов).
Принцип маневренности в практике бюджетных отношений реализуется через:
1*единство бюджетной системы.
Единство –применение единой бюджетной классификации на всей территории РФ. Субъекты РФ не имеют право менять статьи классификации, могут только детализировать. Иначе невозможно будет составлять консолидированный бюджет. Нижестоящие органы обязаны предоставлять вышестоящему информацию в соответствии с бюджетным кодексом.
Принцип единства предполагает (ст.29 БК): единство методологии планирования доходов и расходов (единая форма бюджетной документации), единая организация учета и формы отчетности, единство правовой базы, денежной системы, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
2*отсутствие закрепления расходов за определенными доходами (котловой метод)
3* единство кассы. Все доходы поступают на соответствующий счет соответствующего бюджета. Связан с кассовым исполнением бюджета –зачисление доходов и выделение средств в безналичном и наличном порядке.
Счет Федерального казначейства находится в ЦБР и РКЦ. Казначейство не занимается кассовым исполнением бюджета.
Маневрирование происходит в 2 этапа бюджетного процесса: *на стадии составления бюджета (деление по экономическим элементам бюджетной классификации, определение нормативов отчислений от регулирующих доходов). *исполнения бюджета (проявляется более ярко). Причиной является то, что фактические показатели всегда отклоняются от плановых.
Рычаги: А) сокращение плановых ассигнований при невыполнении доходной части бюджета (“плановое сокращение расходов бюджета”, не “секвестирование”).
Секвестирование- одинаковое пропорциональное сокращение ассигнований для всех отраслей.
Б) использование дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета доходов на финансирование дополнительных расходов (сверх установленных бюджетом). В первую очередь, это покрытие бюджетного дефицита и уменьшение государственного долга (изменения не вносят в бюджет). В остальных случаях необходимо вмешательство представительных органов власти.
В) перемещение бюджетных ассигнований. Ассигнования перемещаются между бюджетами
Г) использование бюджетных ссуд (возмездных и безвозмездных) на покрытие внутригодовых кассовых разрывов между доходами и расходами бюджетов.
3) использование кредитных заимствований для покрытия бюджетного дефицита
3) Бюджетные резервы: их экономическое содержание и формы.
Бюджетные резервы(БР) –заранее обособленная в ходе бюджетного планирования часть бюджетных средств, предназначенная для финансирования расходов, носящих непредвиденный характер. Способствуют устойчивости бюджета и бесперебойному финансированию. Часть финансовых резервов общества, глобальные по масштабам, имеют широкую сферу действия, охватывают все уровни управления.
Главная проблема: отсутствует общественный контроль за ходом использования БР.
Необходимость создания БР:
1) ошибки в бюджетном планировании. Связаны с ошибками в планировании прежде всего макроэкономических показателей (темпы роста производства, уровень инфляции, курс рубля). Метод планирования от достигнутых результатов.
2) ликвидация возникающих диспропорций в процессе исполнения бюджета. Связана с невыполнением доходной части бюджета.
3) экстренные ситуации (войны, стихийные бедствия, забастовки…).
БР используются: при недовыполнении доходной части бюджета, для возмещения ущерба от стихийных бедствий, покрытие внутригодовых кассовых разрывов м/у доходами и расходами бюджета в ходе его исполнения.
Основные формы БР:
1. резервные фонды Правительства РФ; резервные фонды исполнительных ОВ и ОМС; фонды непредвиденных расходов.
ФЗ от 5.08.2000 “О внесении изменений в бюджетный кодекс” запретил образование резервных фондов представительными органами власти.
2. резервный фонд Президента. Ст.82 БК <= 1% расходов бюджета.
3. резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
4. оборотная кассовая наличность(ОКН) –специфический вид БР.
В отличие от всех других резервов, где выделение средств происходит на безвозвратной основе, ОКН всегда д.б.возвращена к 31 декабря текущего года (=восстановлена в тех объемах, в которых она планировалась). Источник образования ОКН –свободный остаток бюджетных средств на начало года; ОКН определяется сверх объемов плановых бюджетных расходов. Законодательно объем ОКН не определен (раньше 1-1,5% от расходов). Абсолютная сумма ОКН д.б.определена в бюджете на очередной финансовый год.
Кассовые разрывы возникают из-за сезонности в получении доходов и расходов.
Наряду с ОКН могут также использоваться бюджетные ссуды (до 6 мес) в рамках года из вышестоящего бюджета. Раньше они были беспроцентные.
5. свободные бюджетные средства:
*свободный остаток бюджетных средств на начало планируемого года
*превышение доходов над расходами, достигнутое в данном планируемом году
*экономия в расходах текущего года (за счет недовыполнения плана).
Специфическое назначение каждого вида резерва:
1,2,3 –финансирование непредвиденных расходов либо дополнительных расходов сверх утвержденного бюджета
4 –исключительно для покрытия внутригодовых кассовых разрывов
5 –м.б.использованы на покрытие внутригодовых кассовых разрывов, если недостаток ОКН и бюджетных ссуд. Используется на финансирование дополнительных расходов сверх утвержденного бюджета, выдачу %-ых и беспроцентных ссуд другим бюджетам или субъектам хозяйствования (бюджетный кредит).