БИЛЕТ №5

1. Конкуренция: сущность, формы и методы. Особенности совершенной конкуренции.

1. Конкуренция: сущность, формы и методы.

Необх-ть: К. двигатель прогресса. От К. выигр-т потреб-ли и т. д.

К. – противовес индивидуализму в рын эк-ке. Происходит расщепление экономической власти. Нет ед покуп и прод. Марск: К. борьба всех против всех. Борьба капитализма за наилучшее вложение средств.

К. - наличие на рынке большого числа независимых покупателей, продавцов и возможность для них свободного выхода на рынок и ухода с него. Конкурентные отношения возник-т м\у продавцами и м\у потреб-ми только. М\у про и потреб К не бывает (только по поводу эксплуатации). Для рын эк-ки характерен рынок покупателя.

Под экономич. К понимается также соревнование экономич. агентов на рынке за предпочтение потребителей или получение наибольшей прибыли (борьба фирм за ограниченный платежеспособный спрос покпателя). К. бывает ценовой и неценовой; добросовестной и недобросовестной.

К явл-ся необходим. и важным элементом рыночного механизма, но сам ее характер и формы различны на различных рынках и в различных рыночных ситуациях.

Условия в которых протекает рын. К обычно называют рын. структурой. Она хар-ся рядом черт: 1) число и размер фирм, 2) тип предлагаемого продукта, 3) степень контроля над ценами, 4) условия входа в отрасль и выхода из нее, 5) доступность информации.

Фирмы нах-ся в поиске оптимальных значений объема пр-ва. В(выр-ка)= Р(цена)*Q (объем пр-ва). На поведение фирмы оказ-т влиян конкурент-я стр-ра рынка, те форма орг-ции.

Принято различать следующие виды конкуренции (формы рыночных структур):

    1. Совершенная
    2. Несовершенная
    3. Монополистическая
    4. Ценовая
    5. Неценовая
    6. Добросовестная
    7. Недобросовестная

Монополия – противоположность конкуренции (monos - один, poleo – продаю).

Двусторонняя монополия (один продавец, один покупатель).

Монопсония (monos - один, opsonia – закупка).

Олигополия – (oligos – немногие, poleo – продаю).

Рынок свободной (совершенной) К состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый их них предлагает стандартную, однородную продукцию многим покупателям.

Условия возникновения:

    1. Множество мелких фирм, предлагающих однородную продукцию; потребителю безразлично, у кого покупать.
    2. Доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения настолько мала, что любое ее решение о понижении или повышении цены не отражается на цене рыночного равновесия.
    3. Нет препятствий и ограничений на вступление в отрасль новых фирм; вход и выход из отрасли абсолютно свободен.
    4. Нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.

В условиях соверш конк-ции осущ-ся эфф-ое распред-е ресурсов, однако рынок соверш-й конк-ции не в состоянии решить все проблемы, стоящ перед эк-кой и общ-м воспр-м, поэтому необх-мо вмеш-во в эк-ку.

Особ-сти несоверш-й конк-ции:- фирма имеет некоторый контроль над ценой. 1) барьеры входа в отрасль в виде правовых ограничений(патенты, лицензии), 2)высокие изд-ки, реклама, дифференц-ия тов-ро,3) монопольная цена всегда выше пред-х издер-к.

Под несовер. К понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой К. НК принято подразделять на три основ. типа: монопол. К, олигополия и монополия.

При МК (большое кол-во мелких фирм предлагают разнородную прод-б) большинство производителей старается убедить покупателя, что их товар явл-ся уникальным в данной товар. группе. Фирмы, производ-ие похожие, но различ. с точки зрения покупателей товары, действуют в усл-ях МК. Товары группы одного назначения явл-ся близкими заменителями (субститутами): один от другого может отличаться качеством исполнения, упаковкой, дизайном, послепродаж. обслуживанием (развита неценовая конк-я). Т.о., фирмы конкурируют, продавая дифферен-ые продукты. Дифферен-ция товара позволяет производителям самостоятельно устанавливать цены вне зависимости от действий конкурентов. Каждая фирма явл-ся единственным произ-лем и, в этом смысле, монополистом. Но т.к. объем продаж каждого продавца относительно невелик, то каждая из фирм имеет ограниченный контроль над рын. ценой. Вход на рынок МК достаточно свободен и определяется глав. образом размерами капитала. Однако вход на рынок по сравнению со свободной К не настолько легок: в процессе завоевания доли рынка новые продавцы могут испытывать трудности со своими новыми для потребителей торгов. марками и услугами.

Под олигополией (О) понимается рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм. Точное число фирм определить трудно, т.к. О-ий рынок охватывает довольно большую часть национ. рынка, ограниченную с одной стороны монополией , а с др. - МК. Фирмы получают высокую прибыль потому, что доступ на рынок О значительно затруднен. Проникновению в отрасль препятствуют барьеры такие как величина капитала, необходимая новой фирме для внедрения в отрасль, а т-же контроль дейст-их производителей над новейшей техникой и технологией производства. О-ий рынок хар-ся взаимозависимостью - взаимореакция немногих соперников. Т.к. на рынке конкурирует лишь несколько фирм, то каждый участник рынка должен тщательно следить за поведением соперников, взвешивать свои действия в отношении ценовой политики, а т-же оценивать потенциальные последствия своих решений. В зависимости от типа продукции различают чистую О и дифферен-ую. П\п ЧО производят однородный стандартизированный продукт, идентичность этих товаров определяет единую цену на них. О., производящая разнообразную продукцию одного функц-ого назначения, называется дифферен-ой. Обычно ДО производят товары потребит. назначения. Олиг фирмы могут вести интенсивную конкур-ю или прибегать к соглашениям (образование картели). Картель-объед-е фирм, согласующ свои решения по поводу цен и объемов пр-ции с целью получ макс приб.

Монополию можно рассматривать как тип фирмы - это крупная корпорация, кот-ая занимает ведущее положение в опред. сфере национ. хоз-ва. Др. трактовка понятия М. - это экономич. поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит предприниматель-монополист, производящий основ. массу продукции определ. вида. В этом сл-е монополистом может оказаться небольшое по размерам п\п и напротив, крупная фирма может и не быть монополистом, если ее доля на данном рынке невелика. При монопол. отношениях один из участников этих отношений может диктовать свои условия на рынке определ. товара. М предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, кот-ый полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, кот-ая принесет максим. прибыли. Степень использования монопол. власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назнач. цену или отказаться от покупки. Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой М можно отнести предоставление коммунал. услуг, компании кабельного ТВ и т.п. Продавец обладает монопол. властью, и если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска.

Монопольн цена превышает предельн изд-ки, объем вып-ка пр-ции всегда меньше объема пр-ва на конкур-х рынках.

Монополия-менее эфф-ая рын стр-ра, гос-во д осущ-ть антимон пол-ку

При вступлении в отрасль существует ряд барьеров, такие как эффект масштаба, естественная М, собственность на патенты и научные исследования, владения или контроля над весьма важным сырьем, нечестная К.

Эффект масштаба - высокоэффек. произ-во с низкими изд-ами достигается в ус-ях крупного произ-ва. Новым конкур-ам трудно войти в такую отрасль, т.к. это требует крупных КВ. Естественные М имеют низкие пред. изд-ки, и поэтому выгодно расширять производство. Следствием ценовой К могут быть убытки, банкротство более слабых соперников и возможное слияние уцелевших. Развивающаяся чистая М может стремиться компенсировать прошлые убытки и полностью извлечь пользу из своего нового положения господства на рынке, назначая непомерные цены на свои товары и услуги. Чтобы избавить общество от таких неблагоприятных результатов, правительство обычно предоставляет исключительную привилегию одной фирме поставлять воду, природный газ, электричество и т.д. В обмен правительство сохраняет за собой право определять географ. сферу деят-сти монополиста, регулировать качество его услуг, контролировать цены, которые он может назначать. Результатом явл-ся регулируемая или государственно-организуемая монополия. Государство создает легальные барьеры для вступления в отрасль, выдавая патенты и лицензии. Фирма владеющая или контролирующая сырье, кот-ое явл-ся необходимыми в процессе произ-ва может препятствовать созданию конкур-щих фирм. Соперники фирмы могут быть устранены и вступление новых конкурентов заблокировано посредством агрессивных, жестоких действий

Hosted by uCoz