Билет №5

  1. Расходы бюджета на поддержку реального сектора экономики.

В бывшем СССР около 1/2 средств госбюджета направлялось непосредственно на финансирование н/хозяйства: на капитальные вложения, на прирост оборотных средств, дотации убыточным предприятиям, возмещение разницы в ценах (по с/х технике и с\х продукции) и др.

С переходом к рынку государство сузило свою деятельность в этой области и занимается только регулирование (а не прямым финансированием), создает условия для деятельности предприятий, оказывает выборочную поддержку. Государство перешло от прямого финансирования расходов к выдаче ссуд на возвратной, возвратно-платной основах, стало оказывать поддержку на конкурсной основе. В настоящее время отпала необходимость формирования фонда регулирования цен, покрытия разницы в ценах. Кроме того, сейчас расходы на эти отрасли финансируются не только из бюджета, но и за счет банковских кредитов, собственных средств предприятий. Произошла передача финансирования отдельных видов расходов с одного уровня бюджетной системы на другой.

Государственная поддержка отраслей материального производства осуществляется по следующим разделам функциональной классификации:

"Промышленность, энергетика, строительство",

"С/х и рыболовство",

"Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика",

"Жилищно-коммунальное хозяйство".

По федеральному бюджету основные расходы связаны с промышленностью, энергетикой, строительством, расходы на ТЭК (гос. поддержка угольной отрасли), конверсия обороны, строительство и архитектура, расходы по поддержке с/х (целевые дотации и субсидии на комбикорма, шерсть, поддержку развития фермерства, компенсацию части затрат на минеральные удобрения, производство элитных семян).

Постановлением Правительства утвержден порядок формирования, использования и возврата средств специального фонда кредитования организаций АПК. Сезонное кредитование с/х, производителей и организаций потребкооперации, закупающих с/х продукцию, производится на условиях возвратности и платности в размере 1/4 ставки рефинансирования.

Велики также расходы по ЖКХ. Проводится реформа ЖКХ, которая предусматривает постепенный переход от бюджетного дотирования к оплате ЖК услуг в полном объеме при обязательной защите малообеспеченных граждан и адресной социальной поддержки. В частности, постановлением Правительства (№627) установлены федеральные стандарты: 1) соц. норма S жилья (18 кв.м на чел.); 2) уровень платежей населения (дифференцирован по годам в % от стоимости услуг: 97 г. -35%, 98- 50% , 2003г. - 100%); 3) допустимая доля собственных расходов граждан в совокупном семейном доходе: 97 г. - 16%, 2003 - 25%; 4) предельная стоимость предоставленных услуг на 1кв.м общей площади. Постановлением Правительства (№887) установлена величина субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, она равна размеру оплаты коммунальных услуг - максимально допустимая сумма собственных средств;

по бюджетам субъектов основная доля расходов - ЖКХ, поддержка с/х и рыболовства, др.;

по местным бюджетам – основные расходы связаны с транспортом, ЖКХ, дорожным хозяйством.

2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности (ИД).

Ассигнования из федерального бюджета - один из инструментов государства в области регулирования ИД; они предусматриваются ежегодно в бюджетах на соответствующий год и целевых инвестиционных программах.

Государственное регулирование ИД осуществляется в следующих формах:

1) прямое участие государства в ИД (разработка, утверждение и финансирование за счет бюджетов инвестиционных проектов,; формирование перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и финансирование их за счет ФБ; предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по ИП за счет средств ФБ и бюджетов субъектов РФ, размещение на конкурсной основе средств ФБ и бюджетов субъектов РФ для финансирования ИП - на условиях возвратности, срочности и платности; проведение экспертизы ИП и др.);

2) косвенное (создание благоприятных условий для ИД через систему налогов, ускоренную амортизацию, установление специальных налоговых режимов, защита интересов инвесторов, предоставление льготных условий на использование земли и другие природные ресурсы, расширение использования средств населения и других внебюджетных источников, принятие антимонопольных мер, развитие финансового лизинга и др.).

Важный инструмент государственного регулирования ИД - Бюджет развития. Он является составной частью ФБ, который формируется в составе капитальных расходов ФБ и использования для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов. Средства БР формируются за счет: внутренних и внешних заимствований РФ на инвестиционные цели; части доходов федерального бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в федеральной собственности; доходов ФБ от ранее произведенных бюджетных инвестиционных ассигнований на условиях возвратности, платности и срочности; отчисления части поступлений в ФБ от размещения государственных ценных бумаг и других источников и направляются на: финансирование инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе; исполнение обязательств Правительства РФ по предоставленным инвесторам гос. гарантиям за счет использования средств БР на финансирование инвестиционных проектов осуществляется исключительно на конкурсной основе на условиях возвратности, платности и срочности.

 

Hosted by uCoz