Билет
№ 61. Факторы производства и субъекты рыночной экономики. Модели кругооборота доходов и расходов.
Факторы производства и их характеристика.
Процесс производства - это деятельность людей по непосредственному созданию материальных благ, необходимых для удовлетворения их потребностей. Результатом производства является созданный продукт. Масса этих продуктов, произведенных за определенное время, образует совокупный общественный продукт. Условием любого процесса производства являются его вещественные и личные факторы.
Личный фактор (ЛФ)-рабочая сила (труд). Вещественный фактор (ВФ)-средства производства.
ВФ охватывает средства производства, которые состоят из средств и предметов труда. К средствам труда относятся здания, сооружения, оборудование, машины. К предметам труда относятся топливо, сырье, удобрение, ГСМ, семена, корма и т.д.
ВФ являются носителями производственных отношений и прежде всего отношений собственности.
При капитализме ВФ находятся в частной собственности. Капиталист использует их с целью создания прибавочной стоимости.
В условиях общественной собственности ВФ являются производственными фондами. Произ. фонды имеются в гос.п\п, в кооперативах, в ТОО, в АО.
К ВФ тесно примыкают природные ресурсы. Они являются обязательным условием производства, естественной базой его роста.
ЛФ - рабочая сила - совокупность физических и духовных способностей человека, которые пускаются в ход, когда он производит какую-либо потребительскую стоимость. Раб. сила - активный и наиболее важный фактор производства. Он приводит в движение средства производства.
Вся хоз деят-сть и пр-во благ основаны на использ-ии рес-в, те факторов пр-ва. Основные из них:
Труд и земля – изначально заданные факторы. Капитал – то, что возникает в рез-те д-ти человека. Эк блага, созданные человеком и используемые в произв-м процессе. Современная эк-ка сначала создает произв-е блага, облегчая пр-во нужного продукта.
Другие факторы пр-ва (могут сущ-ть сами по себе, либо вкл-ся в три основные): предпринимательская способность ; НТП, информация.
1-Труд- способ-сть чел-ка к любой интеллектуальной или физич-й деят-сти, кот направлены на получение благ или оказание услуг Ценой, уплаченной за труд, явл-ся зарплата.
2-Земля- естеств благо, кот использ-ся для создания товара. Цена, уплач-я за использование земли, наз рента.
3- Капитал - ранее созданные людьми производственные ресурсы, предназначенные для повышения производит силы труда (здания, соорруж, , те реальный физическ капитал) Под капиталом поним-ся и деньги, на кот приобрет-ся физические факторы пр-ва. Плата за польз-е чужих денег- это процент.
4- Предпринимательство- совокупность трудовых усилий особого рода (организац-е навыки), кот необходимы для пр-ва товаров и услуг. Задача предприним-ля заключ-ся в наиболее эфф-м и рациональном использ-ии этих факторов пр-ва. Если предпр-ль наиболее эфф-но их соединил, то получает в кач-ве цены прибыль (убыток). Важность этого фактора (4) актуально для РФ. Важность отметил Шумпеттер. Главное качество- умение рисковать.
Поставщиками этих факторов на рынке ресурсов явл-ся домохозяйства, а в качестве покупателей- фирмы. После выпуска на рынок гоовых изделий ситуация меняется- в кач-ве покуп-лей- домохоз-ва, а фирмы- продавцы.
Кругооборот экономических благ
Существуют два полярных механизма распределения ресурсов: командная (централизованно планируемая) экономика, когда все решения по использованию ресурсов и распределению продуктов принимаются волей единого центрального органа, и рыночная экономика, когда распределение ресурсов осуществляется независимыми решениями и действиями самостоятельных экономических агентов. В командной экономике что, как и для кого производить - решает центральная власть. А вот как обстоит дело с экономикой рыночной? Ведь экономические агенты, принимая те или иные решения, руководствуются лишь личным интересом. Если эти решения не координируются обществом, то как же общество может влиять на них? Впрочем, внимательный читатель предыдущих трех выпусков "ЭШ" уже наверняка догадался - через цены. И это действительно так.
Попробуем построить простейшую модель функционирования рыночной экономики. Разберемся сначала с тем, кто является экономическими агентами. Это, конечно же, производители (фирмы) и потребители (домашние хозяйства). Однако хлопот у них сейчас заметно прибавится.
Заметим, что основой рыночной экономики является частная собственность вообще и частная собственность на ресурсы в частности. Труд принадлежит носителю труда, земля - землевладельцу, даже сами фирмы с их производственными мощностями в конечном счете принадлежат конкретным людям. Таким образом, каждое домашнее хозяйство оказывается собственником некоторых факторов производства: почти наверняка труда, а иногда и земли и капитала. Часть этих ресурсов потребляется в самих домашних хозяйствах, а что происходит с остальными? Они предлагаются домашними хозяйствами для продажи на рынке. Кто же является покупателем на этом рынке? Конечно, фирмы, которые предъявляют спрос на ресурсы, чтобы изготовить из них товары для продажи на другом рынке - на уже известном нам рынке товаров, где покупателями являются в свою очередь домашние хозяйства. Круг замыкается (см. схему - рисунок).
Потребители продают принадлежащие им ресурсы, чтобы купить на рынке товары и удовлетворить свои потребности. Производители покупают ресурсы, чтобы продать произведенные товары и получить прибыль.
Заметим, что через систему цен на рынке товаров и услуг определяется - чту производить, а на рынке ресурсов - как производить. С вопросом: для кого производить? - дело обстоит несколько сложнее. На рынке ресурсов определяется лишь цена единицы ресурса, т. е. сумма денег, которую получает каждый собственник за реализацию этой единицы. Однако вопрос о распределении самих ресурсов между домашними хозяйствами остается вне рамок рассматриваемой модели (впрочем, как и экономической теории вообще).
Если внимательно посмотреть на схему, станет ясно, что до сих пор мы имели дело лишь с верхней ее половиной, т. е. с рынком товаров. Действительно, в вып. 2 "ЭШ" мы изучали спрос потребителей на товары и услуги, ничего не говоря о том, откуда берется и чем определяется доход потребителей. В вып. 3 мы рассматривали поведение производителей на товарных рынках, а цены ресурсов считали
заданными извне. Теперь понятно, что потребительский доход и цены ресурсов определяются на нижней половине схемы - рынке ресурсов.Заметим, что в принципе мы могли построить изучение микроэкономической теории по другой схеме, разделив рисунок на две части воображаемой линией - не горизонтальной, как это мы делали, а вертикальной. В этом случае мы бы сначала рассмотрели домашнее хозяйство как покупателя и продавца, а потом фирму - как продавца и покупателя. Мы пошли по другому пути, рассмотрев сначала домашнее хозяйство как покупателя и фирму как продавца. Следовательно, нам осталось изучить домашнее хозяйство как продавца и фирму как покупателя, чему и будет полностью посвящен настоящий выпуск "ЭШ".
После этого в следующем, 5-м, выпуске мы сможем рассмотреть рынок всех товаров и ресурсов одновременно (т. е. весь рисунок), проанализировав условия, в которых этот рынок находится в состоянии равновесия. Мы пойдем даже несколько дальше и впервые попробуем оценить, насколько "хорошо" работает этот рынок, т. е. как он справляется с задачей распределения ресурсов и как позволяет ответить на поставленные нами три вопроса: что? как? для кого?
Но это впереди, а пока нас ждет рынок ресурсов. Вообще говоря, изучать рынок ресурсов, после того как рынок товаров уже изучен, оказывается в некотором смысле несложным. Во-первых, потому что используется тот же самый технический аппарат кривых спроса и предложения и, во-вторых, потому что уже сделаны предположения о том, чту является движущей силой и критерием выбора экономических агентов. Потребитель максимизирует свою полезность, а производитель - получаемую экономическую прибыль.
В самом деле, механизм спроса и предложения действует на факторных рынках точно так же, как и на товарных. Однако само формирование спроса и предложения на факторных рынках имеет некоторые особенности. Так, со стороны спроса особенность здесь состоит в том, что спрос на ресурсы является спросом производным, т. е. определяется спросом на продукт, в производстве которого используется данный ресурс
. Конечно, представленная на рисунке схема функционирования рыночной экономики - это всего лишь весьма упрощенная модель, которая абстрагируется от многих реальных процессов и явлений. Однако эта модель для изучающего экономику оказывается довольно полезной, так же как путешественнику оказывается полезной географическая карта, хотя она и не отражает всех особенностей местности.Что же остается за рамками рассматриваемой модели? Назовем два важнейших для нас момента.
Во-первых, на самом деле далеко не все используемые ресурсы предлагаются на рынок домашними хозяйствами. Потребители поставляют фирмам лишь так называемые первичные ресурсы (например, труд рабочего, землю под строительство гостиницы). Остальные ресурсы (гвозди, ксерокопировальные машины, нефтеналивные танкеры и т. д.) поставляются одним фирмам другими. В нашей модели, где все производство было агрегировано в единый производственный сектор экономики, не нашлось места для отражения этого явления. Заметим, что лишь предложение на рынках первичных ресурсов имеет свои специфические отличия от предложения на рынке товаров. На рынках же всех прочих ресурсов предложение формируется точно так же, как и на товарных рынках, просто фирма предлагает к продаже не потребительское благо, а производственный ресурс.
Во-вторых, "чистой" рыночной экономики, модель которой мы построили, в действительности не существует. Даже самое либеральное государство в той или иной мере регулирует рынок, причем особенно это относится к рынку ресурсов. Это и понятно: ведь именно на рынке ресурсов определяется доход членов общества, а значит, этот вопрос находится в самом центре общественных интересов. Поэтому государственное регулирование, например, рынка труда (основного источника существования подавляющего большинства людей в любом обществе) в форме установления минимальной заработной платы, максимальной продолжительности рабочего дня и т. д. - дело весьма обычное даже в самых "рыночных" странах.