Билет
№ 6Для успешного решения задач, стоящих перед финансовым контролем, необходима его научная организация. Финансовый контроль разнообразен и нуждается в систематизации. В зависимости от органов, его осуществляющих, финансовый контроль подразделяется
на виды:а) общегосударственный (вневедомственный);
б) ведомственный;
Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль.
Это контроль, осуществляемый государственными структурами на предприятиях, не зависимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм. Его осуществляют:
- Администрация Президента РФ (Главное контрольное управление);
Это структуры исполнительной власти, но контроль должен осуществляться и со стороны законодательной ветви власти. В Российской Федерации таким органом является Счетная палата РФ законодательного собрания. Она независима от Правительства РФ и наделена широкими полномочиями. Существуют аналогичные органы на региональном уровне, подчиняющиеся местной законодательной власти.
Счетная палата РФ – юридическое лицо, подотчетное Парламенту РФ и включающее в себя: председателя, аудиторов и аппарат аудиторов. Ее задачи:
Эффективность работы Счетной палаты РФ зависит от прав, которые она может использовать в своей деятельности. В Российской Федерации окончательное решение по применению санкций принимает Правительство РФ.
Государственный вневедомственный контроль наиболее эффективен, так как обладает следующими положительными сторонами:
Государственный ведомственный финансовый контроль.
Он осуществляется государственными структурами ведомств, министерств (контрольно-ревизионными управлениями) в отношении подчиненных организаций и учреждений. На территориальном уровне его осуществляют отраслевые органы территориальной исполнительной власти (например, департаменты образования, здравоохранения). Сюда же относят Федеральную комиссию по фондовому рынку, структуры контроля внебюджетных фондов.
Эффективность государственного ведомственного контроля ниже вневедомственного из-за внутриведомственной заинтересованности в сокрытии нарушений внутри своего ведомства.
Негосударственный финансовый контроль можно подразделить на:
1.Внутрихозяйственный контроль осуществляется на предприятиях и в организациях силами работников: главного бухгалтера, руководителя предприятия, работников бухгалтерии и финансового отдела (дирекции). Объективные условия для эффективности такого контроля есть, так как лица, его осуществляющие, знают процессы на предприятии.
2. Исторически аудиторский контроль появился в Англии в середине XIX века, так как возникла потребность у собственников крупных акционерных предприятий в осуществлении проверок, независимого от администрации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Часто руководство давало собственникам предприятия искаженную информацию и осуществляло незаконное личное обогащение, пользуясь их непрофессиональностью и недостаточной осведомленностью. В дальнейшем задачи аудиторского контроля расширились. Сейчас к нему прибегает сама администрация предприятия для налаживания работы внутренних служб и за получением консультаций накануне проверок налоговыми органами для предотвращения санкций. Т.е. проводится внутренний аудит. В силу законодательства аудиторский контроль должны проводить в коммерческих банках, акционерных обществах и других коммерческих организациях. Внешний аудиторский контроль проводит аудиторская фирма, с которой заключен договор. Внутренний (на крупных предприятиях) - отдел по аудиту осуществляет контроль над филиалами и отделениями.
Внешний аудиторский контроль делится на:
Внешний аудиторский контроль могут проводить только аудиторские фирмы, имеющие лицензию. Цель лицензирования – обеспечение профессионализма и ответственности аудиторских фирм. Но сейчас эффективность этого контроля в Российской Федерации не достаточно высока. Причины:
3. Общественный контроль осуществляли в СССР органы народного контроля. Сейчас его осуществляют:
4. Страховой контроль – контроль, осуществляемый страховыми компаниями, которые проводят его на стадии заключения и действия контракта, при наступлении страхового случая.
В процессе осуществления финансового контроля, независимо от органов и видов, применяются следующие основные методы:
Проверка – самый массовый метод. Осуществляется контроль за отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности организации на основе документов. Камеральные проверки проводятся по месту нахождения проверяющей организации на основе предоставленной ими финансовой документации. Выездные проверки проводятся на месте проверяемой организации, на основе документации, ведущейся на предприятии, в организации, учреждении.
Обследование охватывает широкий круг вопросов и показателей. При обследовании могут применяться специфические приемы: опрос, наблюдение, мониторинг, анкетирование.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности – изучение отдельных вопросов с целью установления причинно-следственной связи с применением экономико-математических приемов и статистических методов. Используется и для изучения финансово-хозяйственного положения предприятия.
Ревизия – наиболее полный и обстоятельный метод. Комплексный контроль за всей финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Самый результативный метод. Виды:
Ревизия начинается со снятия кассы, выведения сальдо по книгам бухгалтерского учета. Затем происходит сличение данных бухгалтерского учета с первичными документами.
Существуют различные приемы контроля:
1. документальный финансовый контроль:
а) формальная проверка (наличие реквизитов, осуществление исправлений);
б) юридическая проверка (соответствие операций законодательству);
в) арифметическая проверка (счетная проверка);
г) встречная проверка (сличение операций с данными контрагента);
д) логическая проверка (проверка последовательности операций, финансовые потоки, их размеры).
2. фактический финансовый контроль:
а) инвентаризация (сопоставление фактически наличных материальных ценностей с данными бухгалтерского учета);
б) экспертная оценка качества;
в) лабораторный анализ.
В зависимости от времени проверки выделяют три формы финансового контроля:
Вопрос 3. Проблемы финансового контроля в Российской Федерации и пути его совершенствования.
Существуют три основных области нарушений:
Пути совершенствования финансового контроля в Российской Федерации:
Список дополнительной литературы
16. Шохин С.О., Воронина Л.И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит, теория и практика применения в России // Финансы и статистика. – 1997г.
17. Дэвид Ирвин. Финансовый контроль // Финансы и статистика. – 1998г.
Ключевые понятия