Билет 6

3. Бюджетное планирование в современных условиях; задачи и методы.

Б.планир-е – это сов-ть процессов, связанных с формированием, б-х фондов. Оно вкл-т состав-е, рассм-е и утвержд-е б-та, а также вопросы теории и методологии их осуществления. Понятие бюдж-й процесс означает правовое рег-е деят-ти органов власти по состав-ю, рассмотр-ю, утвержд-ю, исп-ю б-в; б. контроль, б. период, а также организационные вопросы по обеспеч-ю порядка формир-я и исп-я б-тов.

С переходом к рыночным отношениям, отменной директивного планир-я качественно измен-ся и бюдж-е планир-е, т.е. стали применять прогнозир-е; программное, индикативное планир-е вместо валовых затратных пок-ей.

Теперь ориентируются на рынок, на получение прибыли.

Т.к. планов гос. развития нет, а есть только прогнозы, то б-т по существу явл. основным док-том, кот. опред-т в комплексе соц.-эк. политику.

Задачи б-го планир-я:

1.Опред-ть доходы б-ты по каждому источнику поступ-й;

2.Опред-ть расходы б-та по разделам/подразделам/целевым статьям и видам расходов функц-й классификации,

Опр-ть общий объем расходов, установить приоритетность расходов,

Выделить б-т тек-х расходов и б-т развития,

Обеспечить сбалансированность мат. и финансовых рес-в и соблюдение режима экономии в их использ-и.

3.Распред-ть доходы и расходы м-ду ФБ, б-ми субъектов, местными б-ми

4.Обеспечить сбалансированность дох-в и расх-в б-тов, путем использ-я различных форм МБО

5.Управ-е бюдж. дефицитом. Обеспечение устойчивости б-та, путем создания б-х резервов в виде превышение доходов над расходами, резервных фондов, фондов непредвид-х расх-в, оборотно-кассовой наличности.

6. Гос. фин. контроль за целевым и эффективным использ-ем б-х средств.

Методы б-го планир-я:

1.Эк. анализ. Применяется на всех стадиях б-го планир-я. Позволяет опред-ть степень выполнения б-та за истекший период, путем сравнения фактических данных с запланированными. Выявляются причины невыполнения, нецелевого использ-я б-х средств.

2.Метод экстраполяции. Бюдж-е пок-ли исчисляются исходя из динамики их развития. За базу берется их ур-нь в прошлом году, корректируемый на относительно устойчивый темп их изменения.

Недостатки: метод не ориентируем на выявл-е доп. резервово роста дох-в б-та, отрицательно сказывается на экономном использ-е б-х ср-в.

3.Нормативный метод. Предполагает наличие прогрессивных норм и финансово-б-х нормативов.

Позволяет решать задачи комлексно, целенаправленно, обеспечить рациональное использ-е ресурсов.

4.Балансовый метод. Позволяет увязать фин. рес-сы гос-ва с потребносями в них; расходы б-та с доходами; установить пропорции в расперд-и ср-в м-ду б-ми; распределить по кварталам доходы и расходы б-тов.

5.Экономико-математические методы. Обеспечивают отптимизацию расчета. Этому способствует использование ЭВМ, автоматизир-х систем фин. расчетов.

ЭММ позволяет учесть множество факторов, влияющих на бюдж-е пок-ли, выбрать более подходящий вариант.

6.Индексный метод

7.Индикативное планир-е.

8.Программно-целевой метод – охватывает целевые направления развития. Программы направлены в соновном на решение межотраслевых проблем.

В отличие от плана, прогноз означает поиск возможного реш-я. Б.е прогноз-е ведется путем вариантного подхода к развитию на основе их анализа и обоснованности. Учит-ся разные напр-я б-ой политики, концепцииЮ осчетание множества факторов.

Нормативно-целевое прогноз-е закл. в опред-и будущих целей и ориентиров движения от будущего к настоящему.

Hosted by uCoz